Развитие памяти и системы запоминания. Практические советы

С возрастом память у людей ухудшается, это обусловлено необратимыми биологическими процессами. Но есть факторы, которые ускоряют это явление: депрессивные состояния, одиночество, прием сильнодействующих лекарственных препаратов, прекращение физической активности.

Особенности памяти в преклонном возрасте


Нарушение памяти в преклонном возрасте
, прежде всего, связано с общим ослаблением темпа деятельности головного мозга, снижением возбудимости нервных клеток и нервных процессов, таких как возбуждение и торможение, в связи с чем пожилые люди медленнее переключают внимание с одного предмета на другой. Немало способствует рассеянности увеличение концентрации раздражительного процесса в коре головного мозга.

Снижение памяти начинает наблюдаться после 50 лет, а уже к 65 годам на ухудшение данного процесса деятельности начинает жаловаться каждый второй человек. Информация хуже запоминается, из памяти сложнее извлечь определенную, ранее полученную информацию. Однако это не является серьезной патологией, это всего лишь объяснимое изменение головного мозга. Если снижение памяти не является симптомом болезни, то с данным процессом вполне можно бороться и добиться улучшения.

Почему необходимо тренировать память


Причиной ухудшения памяти в престарелом возрасте является ежедневная гибель сорока тысяч нервных клеток, то есть масса мозга стремительно уменьшается до 70 процентов от общего веса. Однако люди на протяжении всей жизни расходуют только 10 процентов мозга, к тому же, головной мозг может увеличиваться в любом возрасте.

Умственная деятельность способствует этому процессу, благотворно влияя на повышение кровоснабжения клеток мозга. Из этого следует, что память у пожилых людей можно и нужно тренировать. Подобные тренировки являются наилучшей профилактикой старческого маразма.

Приемы и упражнения для тренировки памяти


Чтобы как можно дольше сохранить память, нужно постоянно ее тренировать, нагружать ум и активизировать умственные процессы. Подобно тому, как без должной физической нагрузки мышцы становятся вялыми и атрофируются, так и мозг понижает активность без умственных тренировок. Изучение иностранного языка , разгадывание ребусов и различных головоломок благотворно будут способствовать улучшению умственной деятельности. Чтобы не перегружать мозг, следует чаще переключаться с одного вида умственной деятельности на другой.

Отличной тренировкой памяти послужит заучивание стихов наизусть . Можно достать томик стихов любимого поэта и освежить в памяти строки, а затем рассказать их близким людям, а можно прочитать небольшое по объему художественное произведение и пересказать его близко к тексту, уделяя внимание не столько сюжету, сколько характеру персонажей и лирическим описаниям.

Отличным упражнением для тренировки памяти послужит собирание паззлов . Это отлично тренирует мелкую моторику рук, способствует концентрации внимания.

Перед сном нужно вспомнить основные события прошедшего дня до мельчайших подробностей, все встречи, события, разговоры.

Еще одно эффективное упражнение - повторение алфавита и придумывание слов на нужную букву, чем больше будет слов, тем лучше.

Целесообразно будет систематически проводить игру в синонимы и антонимы с максимальным придумыванием слов.

Отлично тренирует память и повышает внимание игра в шахматы или шашки.

Важно тренировать и зрительную память - описывать интерьер свое комнаты и предметы, находящиеся в ней.

Вот достаточно простые советы, следуя которым можно достигнуть хороших результатов улучшения памяти уже через месяц регулярного их использования.

Ухудшение памяти с возрастом – это естественный биологический процесс. Как правило, в нем нет ничего угрожающего, некоторые сложности с запоминанием не обязательно являются признаком деменции. При желании пожилые люди могут тренировать свою память, чтобы долгое время сохранять уверенность в себе и живость ума.

Нагружаем память!

В отличие от некоторых физических или психических функций, для нормальной работы которых порой нужен отдых и расслабление, память требует постоянной тренировки. Только в этом случае человек может рассчитывать на то, что сохранит хорошие умственные способности на долгий срок.

Даже если пожилому человеку предстоит реабилитация после перелома шейки бедра, которая занимает много времени, он может тренировать память и умственную деятельность при помощи очень простых приемов. Например, разгадывание кроссвордов и решение задач на логику – это очень эффективные способы, позволяющие упражнять память и умственную деятельность в целом. Чтение книг, изучение иностранного языка и другие занятия дают возможность обрабатывать большой объем информации и нагружать память.

Кстати, чтение, в отличие от просмотра фильмов и видеороликов позволяет развивать зрительную, моторную память, ассоциативное мышление, способность контролировать внимание. Заучивание наизусть стихов пересказ текстов также дают возможность тренировать оперативную и долговременную память.

Делу время – потехе час

Мозг функционирует наиболее эффективно при регулярной смене различных видов деятельности. Так, после длительной умственной нагрузки полезно погулять, заняться спортом или уделить время домашним бытовым делам. Периодический отдых позволяет новой информации усвоиться, позволяет сберечь зрение.

Простые занятия, которые мы нередко относим к разряду «разгрузочных», также могут стать отличными упражнениями для тренировки умственной деятельности и памяти. Собирание паззла отлично тренирует различные виды памяти, внимание, мелкую моторику, что, как известно, стимулирует работу мозга наилучшим образом.

Шахматы, шашки, ребусы и другие досуговые занятия позволяют поддерживать активность памяти, способствуют собранности, внимательности. Также можно помогать внукам с домашним заданием, решать вместе задачи, вспоминать правила русского языка.

Самые простые упражнения

Среди несложных, но очень эффективных упражнений для развития памяти можно назвать следующие:

  • Вспоминать синонимы для разных слов.
  • Перед сном вспоминать прошедший день, вызывая в памяти мельчайшие детали.
  • Играть в слова
  • Актуализировать различные ощущения, например, концентрироваться на тактильном чувстве или на слухе или на обонятельных впечатлениях.
  • Писать планы на день и пытаться воспроизвести х в памяти, е подглядывая в список.
  • Время от времени делать привычные дел не правой (для правшей), а левой рукой.
  • Делать что-то непривычным, новым способом. Например, изменить маршрут ежедневных прогулок.
  • Тренировать зрительную память, время т времени воспроизводя перед умственным взором обстановку комнаты, пейзажи.

Существует множество способов поддерживать память в хорошем состоянии. Лучшие дома престарелых предлагают своим гостям возможность развивать память, устраивая праздники и спектакли, проводя различные мероприятия, которые способствуют сохранению умственной деятельности на долгие годы. Если вы хотите быть активным и деятельным даже в глубокой старости, помните, что многое зависит от вас и вашей мотивации и целеустремлённости.

«Память слабеет, если ее не упражняешь»

Цицерон

Память пожилых людей ухудшается не только потому, что человек стареет. Существует ряд факторов, которые ухудшают состояние памяти. Например: одиночество, депрессия, побочное действие приема лекарств, потеря физической активности, плохое или не регулярное питание. Люди в преклонном возрасте теряются в датах, путают имена, забывают увиденное по телевизору и т.д. Несмотря на то, что старение это естественный и необратимый процесс, путем тренировки памяти, Вы сможете сохранить ясность ума до самых преклонных лет.

Основная задача состоит в том, что бы заинтересовать человека в необходимости проведения таких тренировок. Выделите время для выполнения таких заданий. Тренировки пусть носят характер игры, общения, что будет легче восприниматься пожилыми людьми. Им будет приятно, что Вы занимаетесь с ними, уделяете время, заботу и проявляете интерес. Очень важно отказаться от отрицательных установок в пользу положительных — это облегчит Ваши занятия.

Примеры отрицательных и положительных установок

Как тренировать память

  • Читайте книги — это способствует улучшению памяти. Хорошее упражнение для памяти – прочитать маленький рассказ, а потом пересказать его (делать это надо не сразу, а спустя час по времени). Учитывайте любые мелочи, описания, пояснения. Разбирайте прочитанное, обсуждайте. Также, можно читать по одной главе в день более длинного литературного произведения. Вспоминайте то, что уже прочитали и только после этого приступайте к новой главе.
  • Учим стихи. Можно подобрать стихи с любимой тематикой или просто с позитивным настроем. Также предложите разучить новые песни, либо вспомнить давно забытые.
  • Собирайте паззлы. Это развивает не только внимание, память, но и мелкую моторику.
  • Можно поиграть в ассоциации. Ассоциации помогают запоминать что-то. Пример: Дедушка запоминал номер телефона 51-60-40. Пять девчонок у меня. Я один мужик. Шестьдесят лет исполнилось в этом году. Сорок лет, совместной жизни, с бабушкой.
  • Тренируйте зрительную память. Вспомните обстановку в комнате подруги или знакомых, друзей и т.д. Расположение витрин в ближайшем магазине. Вспомните, как выглядит Ваш двор, опишите его.
  • Предложите игру «Что не так?». Возьмите детские маленькие игрушки животных или фрукты. Выложите их (пусть для начала будет штук 5, если сложно, начните с 3 штук). Попросите закрыть глаза и уберите одну игрушку. Открыв глаза, пожилой человек должен сказать, что изменилось.
  • Подобная игра с теми же предметами. Выкладываем в ряд зверей или фрукты, овощи. Закрываем глаза. Меняем игрушки местами. Просим указать, что изменилось.
  • Игра в опознание предмета. Можно сложить игрушки в непрозрачный мешок или положить любые вещи или предметы (ложка, платок, монетка, расческа и т.д.). Не глядя в мешок, брать по штучно игрушку и на ощупь определять, что это?
  • Пробуйте назвать числа от 1 до 100. А потом наоборот.
  • Назовите буквы алфавита. Придумайте на каждую букву слово.
  • На определенную букву назвать: пять фруктов, цветов, имен женских или мужских, и т.д.
  • Игра в города или слова. На последнюю букву назвать следующее слово. ЗвездА – АбрикоС – СуП — ПироГ и т.д. Более сложный вариант игры в слова будет выглядеть так: на листке, в столбик, пишем слово. Например: ЖурнАЛ.

На последние две буквы нужно придумать другое слово.

УЗник и т.д.

  • Научитесь игре в шашки или шахматы. Эти игры очень стимулируют работу головного мозга.
  • Разгадывайте сканворды или ребусы. Возьмите ребусы для детей в начале, а потом переходите на более сложные.
  • Пересказ событий дня. Перед сном можно попросить вспомнить все, чем человек занимался в течение дня.
  • Старайтесь ввести в привычную жизнь что-то новое. Выучите новый язык, научитесь новому рукоделию и т.д.

Ухаживая за пожилым человеком, помните о том, что нужно следить за его состоянием. Не следует ему переутомляться, обязательно выделяйте время для отдыха и прогулок.

Чтобы улучшить кровообращение, необходимо регулярно выполнять физические упражнения, подходящие человеку преклонного возраста.

Уделяйте особое внимание правильному питанию: в рационе должны быть жирные кислоты омега-3. Основными их источниками являются:

рыбий жир (можно купить в аптеке в удобных для приема капсулах);

рыжиковое, горчичное и льняное масло;

не жареные орехи;

консервированные сардины, тунец.

Лекарственные препараты для улучшения кровообращения головного мозга можно принимать только по назначению врача.

Трудно себе представить человека, который бы не любил читать. В пожилом возрасте для чтения высвобождается, как правило, больше времени. И обычно люди почтенного возраста предпочитают знакомиться с литературой (особенно художественной) лежа. Этого следует избегать, поскольку такой способ чтения оказывает вредное воздействие не только на зрение, но и на память. В положении лежа головной мозг недостаточно снабжается кровью, что отрицательно сказывается на запоминании.

Хорошему усвоению и запоминанию прочитанного способствует целенаправленное, активное внимание, что также необходимо учитывать.

Кроме того, не следует загромождать память той информацией, которую нетрудно получить из справочников, энциклопедий и других источников подобного рода.

Целесообразно также пожилым людям завести записную книжку, в которую ежедневно надо заносить план всех текущих дел с последующей проверкой их выполнения.

Все перечисленные меры не только дают возможность активно и плодотворно трудиться, но и способствуют сохранению хорошей памяти.

Память не есть нечто неизменное, однажды данное человеку. На протяжении всей жизни она подвергается различным изменениям: совершенствуется или снижается. Процесс этот во многом зависит от самого человека.

До сих пор еще бытует мнение, что память к старости должна обязательно ухудшаться. Когда человеку преклонного возраста удается воспроизвести какой-либо давний факт или событие, то это, как правило, вызывает удивление у окружающих. На самом же деле ничего удивительного здесь нет и быть не должно. Совершенно неверным является мнение, что старость неизбежно вызывает снижение памяти. В норме у пожилых она обладает теми же свойствами, что и у людей молодого и среднего возраста.

Учитывая, что память зависит от состояния головного мозга - обмена веществ в его клетках, снабжения их кислородом, хочется дать несколько частных советов. В первую очередь следует обращать внимание на общегигиенические мероприятия. Полезно регулярно выполнять комплекс утренней гимнастики, систематически совершать (желательно по нескольку раз в день) прогулки на свежем воздухе, рационально распределять умственную и физическую нагрузку.

В позднем возрасте следует обратить внимание и на состав принимаемой пищи, отдавая предпочтение блюдам, улучшающим память. Известно, например, что такие продукты питания, как соевые бобы и печень, превращаются в головном мозге в ацетилхолин, являющийся ускорителем передачи нервных импульсов и активным стимулятором умственной деятельности. В общем-то идея о том, что существуют питательные вещества, стимулирующие память, не является новой. Ведь давно известно, что, например, систематическое пьянство вызывает ухудшение памяти. Под воздействием алкоголя в головном мозге нарушаются окислительно-восстановительные процессы. Главное же заключается в том, что алкоголь снижает способность мозга производить белки - вещества, выполняющие функцию «строительных блоков» нейронов (клеток, участвующих в передаче нервных импульсов) и обеспечивающие процесс удержания в головном мозге получаемой им информации.

Известный американский психобиолог Дж. Макгаух несколько лет назад провел широкие эксперименты с усиливающими память препаратами. Полученные им результаты представляют большой интерес. Оказалось, что наступающие у человека такие изменения эмоционального фона, как испуг или же, напротив, чрезвычайно приподнятое настроение, могут создавать точно такой же эффект обострения памяти, как и вышеуказанные препараты. Определенная доля стресса, как считает Дж. Макгаух, может улучшить память, поскольку при этом организм вырабатывает специальные стимуляторы мозга.

В то время как физиологи - исследователи деятельности головного мозга - пытаются воздействовать на функцию памяти посредством различных веществ, другие ученые, занимающиеся изучением поведения человека, изыскивают способы улучшения памяти с помощью иных методов. Они предлагают свои образные аналоги памяти. По их мнению, память подобна мышцам, и для того, чтобы она сохраняла свой тонус, ее нужно постоянно тренировать. Память напоминает также библиотеку. Нет никакого смысла иметь книги, если вы не можете при надобности одну из них отыскать. Однако воспоминания можно как бы «ксероксировать» и хранить их в мозге под разными «рубриками», облегчающими их отыскание.

Чтобы выработать у себя те или иные способы запоминания, нужно установить, какой тип памяти у вас преобладает. Дело в том, что одни люди лучше запоминают прочитанное или увиденное (зрительный тип), другие обязательно должны прослушать запоминаемое (слуховой тип), третьи - записать или произнести вслух (двигательный тип). При работе над совершенствованием памяти лучше тренировать не ту способность, которая уже развита, а другую. Например, хорошо запоминающим прочитанное нужно одновременно приучить себя воспринимать материал на слух. В результате память будет развиваться всесторонне, что является наиболее рациональным.

В любом материале, который вам предстоит заучить, необходимо выделить главное и второстепенное. Повышает прочность запоминания и волевое усилие. Сознательное отношение к процессу запоминания, напряжение памяти при заучивании - важные условия стойкого запечатления полученной информации. Запоминанию перечня наименований помогает распределение их по категориям (отправляющемуся за покупками по поручению жены мужу следует по отдельности запоминать овощи, мясные и молочные продукты).

Системы запоминания стары, как сама цивилизация. Еще древнеримские ораторы для запоминания длинных речей сравнивали последовательность их изложения с планировкой своих домов. При этом вступительная часть выступления ассоциировалась у них с входной дверью, следующая - с прихожей и т.д. В последние годы было изобретено много новых систем запоминания (они именуются мнемоническими приемами, а также в зависимости от жаргона своих изобретателей названы «крючками», «колышками», «цепями», «звеньями» или «замками»), которые призваны помогать человеку извлекать из памяти имена, номера, фразы или события.

Все эти системы запоминания строятся на ассоциациях, на соединении того, что вы пытаетесь удержать в памяти, с тем, что вам уже известно. Психологи говорят о необходимости использования абсурдных ассоциаций. Они считают, что очень важно превратить словесный образ в зрительный, при этом лучше всего запоминаются причудливые образы. Особо подчеркивается эффективность «первоначального восприятия», что попросту означает осмысливание вашего первого впечатления о человеке. Например, можно выбрать наиболее характерную черту лица (толстый приплюснутый нос, бородавку, раздвоенный подбородок) и затем обыграть ее в смешном словесном изображении фамилии этого человека. В результате фамилия прочно удержится в памяти.

Многие психологи приходят к выводу, что отсутствие интеллектуальных стимулов разрушает память в большей степени, чем возраст как таковой. Если вас какое-то событие обрадовало или огорчило, дало повод к размышлениям, оно запомнится надолго. Просмотренный фильм, спектакль, прочитанная книга уже сами по себе наводят на размышления. Следует лишь заставить себя повторно вернуться к увиденному или прочитанному, стараясь восстановить всевозможные детали и подробности. Частое обращение к событиям и фактам недавнего прошлого, обсуждение их с близкими и знакомыми будут способствовать закреплению их в памяти и легкому восстановлению в будущем.

Как улучшить память после 50 лет? Пожилой возраст часто отмечен ослаблением памяти. Такое случается из-за общего, обусловленного годами, замедления работы полушарий мозга, понижения способности реагировать клеток нервной системы, ослабления взаимодействия между нейронами.

Увы, увядание – процесс безвозвратный, однако удержать остроту интеллекта после пятидесяти лет чаще всего в нашей власти. Развитие памяти у таких взрослых людей – вполне реально. Сейчас расскажем об этом.

Общие правила

Для отличной памяти важна нормальная деятельность мозговых полушарий, а для этого равным образом стоит каждый день организовывать благоприятную окружающую среду для дел и расслабления. Например:

  • Работать не на грани физического и умственного перенапряжения.
  • Расслабляться ежедневно, еженедельно, ежегодно.
  • Каждый день совершать прогулки за пределами помещений.

Спортивные занятия также хорошо влияют на память. Для отличной работы мозговых полушарий циркуляция крови должна быть хорошей, поэтому нужно постоянно практиковать занятия спортом. В процессе спортивных занятий улучшится циркуляция крови, и, в связи с этим, головной мозг обогатится полезными элементами. А еще на тело замечательно действует ходьба. Хороши и анаэробные упражнения, они содержат пробежки и силовую тренировку. После 40 лет стоит упражняться под наблюдением наставника, он сумеет организовать занятия, опираясь на состояние вашего организма.

Чтобы мозговые полушария работали отлично, необходимо следовать принципам здорового питания. Исследователи открыли, что в наборе продуктов людей в пожилом возрасте обязаны постоянно находиться:

  • Жирные кислоты омега-3 – они содержатся в рыбе.
  • Сок из черники также оказывает прекрасное действие на полушария мозга. Это ягода больше всего богата антиокислителями. Они делают более медленным процесс дегенерации.
  • Прием глюкогексозы тоже значим. Медики регулярно прописывают пожилым пациентам особые лекарства, богатые глюкогексозой. Это вещество нужно для адекватной работы памяти, однако с годами становится труднее получать его в процессе питания, поэтому полезнее пить таблетки.
  • Нейрометаболические стимуляторы также усиливают циркуляцию крови в мозге. И учтите, что все лекарства обязаны прописываться врачом.

Правильное питание хорошо влияет на запоминание нужных вам вещей.

Кроме спорта и оптимального пищевого рациона, что еще стоит делать для усовершенствования памяти после 40 лет:

  1. Нужно использовать память. Занятие иностранным языком, увлечение задачами на логику, разгадывание судоку – все, что активизирует полушария мозга, подталкивает запоминать, вспоминать, размышлять. Всякая активность, при которой нужно осмысливать значительный объем информации, хорошо повлияет на вашу память.
  2. В периоды деятельности ежечасно стоит организовывать короткие моменты отдыха. Рекомендуется подняться, подвигаться по квартире, сделать зарядку. Таким образом полушария мозга перестраиваются с одного вида работы на другой, и такое идет на пользу их активности.
  3. Нужно избегать потрясений и расстройств, потому что они приводят к потерям нервных клеток, а из-за этого начинается ослабление концентрации и нарушение способности запоминать. К потрясениям для организма принадлежит и регулярное недосыпание. Чтобы мозговые полушария хорошо отдыхали нужно как следует высыпаться ежедневно.
  4. Оказать помощь плохой памяти может органайзер. В нем стоит фиксировать значимые дни и планировать дела. Такое дает возможность ослабить нагрузку на мозг.
  5. Прекрасно тренирует память обращение к художественной литературе, потому что в эти моменты действует визуальная память, улучшаются рациональное, образное и абстрактное мышление. Однако для повышения качества способности запоминать значимо не просто прочитывать, стоит верно это делать, с рассказом о том, с чем ознакомились, потому что лучше всего люди упражняют память в те моменты, когда припоминают книгу, с которой ознакомились!
  6. Хорошо в процессе чтения запоминать особенности личностей ведущих действующих лиц, их склонности. Когда прочитаете произведение, припомните все извивы сюжета. Эти занятия будут полезны для способности запоминать.
  7. Очень талантливым людям присуще пристальное внимание к мелочам, они умеют, встретившись с незнакомыми людьми, мгновенно разглядеть множество небольших особенностей и зафиксировать их в памяти. Талантливый человек – это человек с отлично работающими мозгами. В связи с этим, для развития памяти после пятидесяти нужно использовать этот способ особенных людей и приложить усилия, чтобы повысить свою внимательность. С этой целью стоит рассматривать избранную вами вещь достаточно пристально, и, заметив ее детали, позже постараться вспомнить их. Выработайте такую хорошую привычку.
  8. Запоминание стихотворений – упражнение, благотворно влияющее на память в любые годы. Возьмите любого симпатичного вам автора и изучайте наизусть все его творчество. Далее часто припоминайте.
  9. Обучение музыке положительно действуют на функционирование мозговых полушарий. В пожилом возрасте можно заниматься пением, индивидуально или в хоре либо учиться играть на понравившемся музыкальном инструменте, либо заниматься и тем, и другим. В течение репетиций, запоминания текстов, нотной грамоты, изучения неизвестного, полушария мозга будут активно функционировать, что хорошо повлияет на способность запоминать.
  10. Помните и о своем душевном состоянии. Люди после пятидесяти больше других склонны к депрессиям, а они ведут к ослаблению памяти. Такие внушения, как: «Я чересчур стара для изучения новых предметов», «Я после тридцати пяти (сорока пяти, пятидесяти пяти и т. д.) не вижу смысла что-то менять в своей жизни» и тому подобное, не только приводят к понижению оценки себя, но и опосредованно приводят к ослаблению способности запоминать.
  11. В связи с этим, нужно верно настроить себя. Осознайте, что после пятидесяти жизнь не заканчивается, а лишь набирает обороты – детей вы вырастили, с работы ушли, есть пенсия, стоит жить счастливо!
  12. Развитие памяти у взрослых – дело творческое. Всегда полезно изучить методы мнемотехники (мнемоники) – науки облегчения запоминания с помощью создания ассоциаций, замены запоминаемых предметов и данных на известные суждения и идеи.

Метод мнемотехники

Если вам сложно запоминать цифры и события, то стоит использовать мнемотехнику. Мнемотехника – способ запоминания чисел, случаев, слов с помощью ассоциаций. Она способствует развитию памяти и внимания.

  • КАК РАБОТАЕТ МЕТОД

Мнемоника как способ запомнить что-либо сформировалась еще в давние времена. В Древней Греции впервые обратили внимание на то, что способность людей запоминать тесно взаимодействует с их органами чувств. Когда они получают много впечатлений, запомнившиеся образы становятся ярче. Таким образом, для запоминания чего-либо стоит использовать разные ассоциации.

Чтобы в память крепко впечатались какие-то слова либо цифры, необходимо подменить данные и объекты на понятия и представления, имеющие чувственные, зрительные и слуховые характеристики. То есть человек в уме находит аналогию четким фактам в виде ярких и захватывающих образов.

Мнемоника обеспечивает потрясающие результаты. Люди могут зафиксировать в памяти множество телефонных номеров, правила русского языка, информацию, нужную для экзамена, смешные истории и т. д. Если у вас есть желание попробовать, читайте статью дальше.

  • УЧИМ ЧИСЛА, ИСПОЛЬЗУЯ МНЕМОНИКУ

Когда вам необходимо запомнить огромный набор цифр: номера машин, телефоны, примеры по математике – стоит попробовать какой-то из нравящихся способов запоминания из мнемотехники.

  • ЦИФРОБУКВЕННЫЙ КОД

В основе техники лежит то, что к любой из цифр от нуля до девяти прикрепляется буква, созвучная названию цифры, к примеру, 2 – д (два), 3 – т (три) и т. п. Для запоминания большого числа необходимо разделить его на пары цифр и к каждой прикрепить букву. Потом мы придумываем слова, в которые входят данные буквы. 42-78 – ЧД-СВ – ЧуДо –СВершилось. Хорошо сочинить несколько фраз или целостный рассказ, при этом намного легче будет запоминать.

  • «ВЕШАЛКА»

Это своеобразная методика. Она состоит в том, что для любого слова подбирается созвучный или ассоциативный ряд. Потом придумывается рассказ или легенда с данными словами. Чтобы легче было запомнить, стоит применять рифмы: три – посмотри, четыре шире и т. п.

  • СОВМЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВ И ЦИФР

Эта методика использует вид написанной цифры. Допустим, два напоминает лебедя, восемь – знак бесконечности и т. п. После этого подобранные образы объединяются в увлекательный рассказ.

  • МЕТОД О. БРАЙЕНА

Сходен с предшествующим. Заключается в прикреплении ко всем цифрам образов знаменитых людей.

Применяйте лишь один метод! Не стоит использовать сразу все! Мнемотехника используется для запоминания на небольшое время. Она замечательна, если необходимо срочно выучить материал к экзамену или иному значимому случаю. Освоить всю химию и алгебру с геометрией, используя этот способ, у вас не выйдет. Но… все может быть!

Освоение иностранных языков, используя мнемотехнику

Самая серьезная трудность во время овладения иностранным языком – наращивание словарного запаса. Чтобы зафиксировать в памяти звучание и значение слова, и суметь в необходимый миг разговора использовать его, применяйте такой план запоминания:

  • Создайте образ, основываясь на слове.
  • Свяжите образ со значением слова с помощью ассоциации.
  • Достаньте в необходимый миг из памяти образ и вспомните звучание слова.

Покажем, как учить немецкие слова, используя мнемотехнику. Вот как это выглядит: das Haus по-немецки значит «дом». Звучание этого слова напоминает звучание русского слова «хаос», его значение – фантастический беспорядок.

Вообразите, что в каком-то доме фантастический беспорядок. В необходимый миг вспомните этот образ – и нужное слово появится у вас в голове, а еще вы будете знать, как его произнести. Такие предложения или истории стоит придумывать самому. Ваше авторство будет способствовать развитию памяти и внимания.

Люди, которые преподают мнемонику, считают, что с ее помощью реально выучить сто слов в течение часа. А люди, посетившие занятия по мнемотехнике, тоже утверждают, что эта методика на самом деле действует.

Пути запоминания исторических данных с помощью мнемотехники

Многие переживали из-за того, что им нужно выучить билеты для экзамена по истории, а зафиксировать в памяти все даты и обстоятельства сложно. Как развивать память? Мнемотехника в такой ситуации поможет. Тут объединяется несколько способов. Допустим, нам нужно выучить год, в который произошла Бородинская битва – 1812 год:

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого все цифры ассоциируем с буквами. 1 – о, 8 – в, 1 – о, 2 – д. Составляем из них слово, например, ОВОД.
  2. Далее кодируем по созвучию. Бородино рифмуется со словом «окно».
  3. Как упоминание о битве, представляем противостояние человека и овода, который пытался влететь в окно, но человек вовремя его закрыл.
  4. Совмещаем эти элементы в воображении.
  5. В подходящем случае представьте себе «битву» ОВОДа у «окна» и вспомните, что в этом зашифровано.

Учитывая все, о чем мы рассказали выше, становится понятно, что люди старше пятидесяти лет способны и должны жить такой же полной жизнью, как и молодые. Конечно, есть некоторые трудности, обусловленные естественным увяданием, но это вполне реально преодолеть, если приложить некоторые усилия.